Оинга. Сайт для тех, кто смотрит на мир широко раскрытыми глазами
Для тех, кто смотрит на мир широко раскрытыми глазами
Дети на заднем сидении приводят к несчастному случаю; несчастный случай на заднем сидении приводит к детям.
Добавить в избранное       Карта сайта
  О сайте  |  Новости сайта  |  Доска бесплатных объявлений  |  Всякая всячина  |  Ссылки  |  Контакты

  Общество
      Идолы и кумиры
      Нравы
      Спортивные страсти
      Церковь и общество
  Политика
      Власть
      Империя
      Кавказ
  Экономика
      Инвестирование в акции
      Кошелек
      Финансовый кризис
  Личная жизнь
      Знакомства в Интернете
      Как стать счастливым
      Таинство смерти
  Поиск по сайту


Планета Любви - сайт для тех, кто хочет любить и быть любимым
   
Церковь и общество: возрождение или вырождение?

Общество, Церковь

Русское Православие - возрождение или вырождение?

 
Русское Православие – возрождение или вырождение?
 
      Что больше всего угнетает в нынешней Русской Православной Церкви (РПЦ МП) – это разительный контраст между обилием и благолепием храмов, блеском золотых облачений священства и убожеством интеллектуальной жизни, косность и нетерпимость к малейшим проявлениям "инакомыслия". В ответ на малейшую критику негативных явлений в РПЦ из-за церковной ограды раздается такой шквал обвинений в "кощунстве", "хамовом грехе" и "хуле на Духа Святого", что на память приходят собрания трудящихся тридцатых годов, на которых клеймили "врагов народа".

      Если человеку не нужен опыт Церкви, если этот опыт выскомерно отвергается, как ничего не значащий по сравнению с "настоящими проблемами", если в угоду миру искажается Евангелие, послания апостолов, которые были просвещены Духом Святым...", — задыхаясь от праведного гнева как-то бросил мне один батюшка. В ответ на эти обвинения хочется сказать вот что. А разве хорошо известные пороки современной Русской Церкви, это все – по Евангелию? – коммерциализация, угодничество перед властями вместо обличения их беззаконий, сервилизм, нетерпимость к иным конфессиям и народам, молчание по поводу дискриминации грузин, благословение войны в Чечне и недавно – даже атомной бомбы в храме Христа Спасителя? Еще недавно – тотальное сотрудничество с КГБ, стукачество. До революции — гонения на инославных, сжигание в срубах старообрядцев, тюрьма и плаха для инакомысляших – своих же православных (св.Максима Грека ни за что четверть века в заточении продержали), репрессии против нестяжателей с благословения митрополита и царя – цвет российского православия истребили по ложным обвинениям в ереси . А насильственное крещение татар, иудеев когда многие предпочитали утопиться чем креститься. Это что все – по Евангелию?

      Почему нельзя критиковать Церковь? Потому что это "скомпрометирует" ее. Но разве не в обстановке келейности и сусального славотворчества, отсутствия малейшей возможности для критики в Церкви создается атмосфера консервации исторически унаследованных грехов? Нераскаянный грех имеет свойство накапливаться. Это касается не только отдельных людей. Но и целых государств. Нет сомнений, что возрождение России может начаться только с очищения Церкви. РПЦ должна первой показать пример покаяния за все совершенные в истории ошибки. Как это уже сделали католики. Только так можно оздоровить нравственную атмосферу в нашем больном обществе и не допустить повторения уже допущенных ошибок – в будущем.

      Отсутствие открытых дискуссий с обсуждением давно назревших проблем уже привело к деградации нашей Церкви. Догматизм и слепая приверженность "преданию старцев" подменили живое восприятие учения Христа. Одна из проблем – в низком уровне образования и качества нынешнего духовенства. Чего греха таить — все мы родом из СССР, когда лучшие люди, в т.ч. просто с высшим образованием от духовных учреждений по подсказке властей и с молчаливого согласия иерархии просто отфутболивались. В результате имеем массу темного духовенства с кругозором ограниченным исполнением ритуалов в храме. Разрыв между более или менее "просвещенными" верхами (1-2 человека) и консервативной массой духовенства увы — слишком велик. Кстати и паства , даже молодежь такая же консервативная как и большинство батюшек. Того же Кураева большинство духовенства на дух не переносит. Хотя и он — далеко не либерал в полном смысле слова. Именно поэтому никаких перемен в РПЦ ждать не приходятся. Даже "продвинутые" иерархи боятся реформ не потом, что они им кажутся плохими, а потому что боятся потерять паству. Хотя по казенной статистике у нас православных чуть ли не 80 процентов населения, реальное христианское просвещение русского народа – лишь дело еще очень отделенного исторического будущего. В этом-то вся и беда, что кто хочет что-то сделать бьется как рыба об лед. А будешь усердствовать – загоним в глухой приход или вообще из сана изгоним.

      Одна из крупных проблем Русской Церкви — ее подчиненное по отношение к государству положение. Причем это не навязываемое РПЦ положение, а веками выработавшаяся потребность "подстелиться" под власть. Это нарушает принцип Христа "Богу – Божье, кесарю-кесарево". Такая Церковь, которая не обличает злые дела правителей как делали древние пророки, но лишь благословляет их, не пользовалась и не будет пользоваться авторитетом у населения. Поэтому либерализация РПЦ, в смысле освобождение от государственных пут безусловно необходима. Что касается чисто внутрицерковной либерализации, т.е. активизация жизни прихода, большая роль мирян и т.п. то все эти меры уже были озвучены и приняты на Соборе 1917г. Однако воз по-прежнему и ныне там.

      Удушливая интеллектуальная и моральная атмосфера в РПЦ не дает развиваться там никаким творческим началам, все подменено сервилизмом, чинопочитанием ловко маскирующимся под "послушание". В итоге лучшие и наиболее способные люди либо уходят раскол, либо просто машут на все рукой, поняв, что ничего тут не поделать. Грустно это все, но не сегодня началось и даже не при коммунистах (пресловутое сергианство), а гораздо раньше – уже при Иване III. Cоответственно и лечение не может быть быстрым, если конечно еще вообще не поздно. После бума девяностых люди в Церковь больше не идут. А те, что пришли "воцерковились" и думают, что служит Богу это раз в неделю поставить свечку в храме.

      Вообще по сравнению с теми же протестантами и даже католиками духовная жизнь в РПЦ нынче представляет весьма печальное зрелище. Причины болезни на виду – любые попытки изменить что-то в лучшую сторону клеймятся как "модернизм", "потворство веку духа сего". А было бы что сохранять. Если глянуть в историю, то не так уж много "традиционных" православных ценностей на Руси было за последние пятьсот лет. Все больше служение кесарю да жестокие гонения на "еретиков" (куда умудрились зачислить даже, св.Максима Грека), стукачество иерархии при коммунистах, а нынче – благословение кирзового сапога "суверенной демократии". И то верно – забот полон рот, где уж тут о совершенствовании методов работы с паствой думать.

      Чтобы раскопать причины болячек Церкви, нужно вернуться к истокам проблемы, в 15-16 век когда при поддержке царской власти иосифляне одержали победу над нестяжателями. Что мешает вернуться к чистым истокам русского Православия в наше время, и для начала очиститься от пороков иосифлянства в лице их современных проявлений? Есть ведь великие духовные маяки в русской истории – св.Нил Сорский, св.Максим Грек, владыка Артемий и многие другие. Нужно всячески пиарить эти имена, осмыслить оставленным нам нестяжателями клад мудрости.. Именно с поражения нестяжателей как снежный ком начали расти проблемы в церкви, связанные с культом наживы и оппортунизмом по отношению к властям. Все остальное вплоть до сергианства и т.п. является лишь продолжением давнего спора. Тогда ответ на поставленный вопрос о роли Церкви в миру был дан неправильно, что мешает ответить на него правильно сегодня?

      Мирян хотят отрезать от обсуждения проблем Церкви под предлогом, что это мол – "не их ума дело", на то, дескать есть духовенство, опыт святых и апостолов через которых действовал Св.Дух. Что касается св.Духа, то он действует во всех людях. Св. Дух назван в Евангелии "обличителем в грехах и неправдах" т.е. он действует через совесть каждого человека, а не только искушенного в догматике архиерея. Даже про язычников апостол сказал, что "закон написан у них в сердцах". Так что не нужно присваивать священству монополию на Св.Духа, который принадлежит равно всем христианам. Каждый человек – образ и подобие Божие, а не только каста "избранных жрецов". Именно восстановить в человеке Божий образ и пришел Христос, в праве на что Ему отказали фарисеи.

      Их современные потомки до сих пор мнят себя незаменимыми посредниками между человеком и Богом. Опыт Церкви действительно уникален. Но не нужно изображать Христа строгим настоятелем монастыря. Это – не правда. Христос пришел сделать людей свободными и каждого человека ведет к спасению своим путем. Так что не нужно мешать Спасителю делать Его работу. В советские времена после декларации митрополита Сергия не иерархия, а миряне и рядовые священники взяли на себя смелость бороться за права Церкви. После войны ни один советский церковный иерарх ни возвысил голос в защиту Церкви. За то это делали диссиденты, в том числе православные за что шли в тюрьмы и психушки при молчаливом поощрении церковного начальства. Правду сказал Христос: "и будут последние первыми".

Хельсинская миротворческая группа,
Сергей Путилов, 2008


   



На кого вы надеетесь в этой жизни более всего?
на себя
на своих родных и близких
на государство
на добрых людей
ни на кого
не понимаю, о чем речь

Вы счастливы?
Да
Нет
Не знаю
А что такое счастье?

Посмотреть результаты опросов можно здесь



2009-2018 Оинга
Вы можете отправить письмо, если есть желание пообщаться.