Оинга. Сайт для тех, кто смотрит на мир широко раскрытыми глазами
Для тех, кто смотрит на мир широко раскрытыми глазами
Отдалась по любви, но потом сообразила, что любовь тоже денег стоит.
Добавить в избранное       Карта сайта
  О сайте  |  Новости сайта  |  Доска бесплатных объявлений  |  Всякая всячина  |  Ссылки  |  Контакты

  Общество
      Идолы и кумиры
      Нравы
      Спортивные страсти
      Церковь и общество
  Политика
      Власть
      Империя
      Кавказ
  Экономика
      Инвестирование в акции
      Кошелек
      Финансовый кризис
  Личная жизнь
      Знакомства в Интернете
      Как стать счастливым
      Таинство смерти
  Поиск по сайту


Планета Любви - сайт для тех, кто хочет любить и быть любимым
   
Империя: Россия и Прибалтика: в плену прошлого

Политика, Империя

Россия и Прибалтика: в плену прошлого

 
Старый Таллин
 
      Латыши, литовцы и эстонцы рисуются надменными и высокомерными. Принято считать, что три республики Балтии - это просто маленькие, злобные, чуть ли не фашистские государства, которые ненавидят Россию и превратили "некоренных жителей" в людей второго сорта. Скажем откровенно, Прибалтику не любят по трем причинам. Во-первых, они первыми ушли из Советского Союза - "неблагодарные!" Во-вторых, они считают себя частью Запада, сразу захотели вступить в Европейский союз и НАТО - "присоединились к нашим врагам!" В-третьих, они от России чего-то требуют - то вернуть территории, то денежной компенсации за годы "советской оккупации".

      Все остальное есть следствие: и недовольство положением русских в том числе. На территории бывшего Советского Союза существуют страны, где русским действительно пришлось (и приходится!) очень тяжко. Но эти государства в Москве не смеют задевать - с диктаторскими режимами связываться боязно. А три балтийские республики - это демократии, их можно критиковать безбоязненно.

      И протесты по поводу встреч эсэсовских ветеранов и памятников эсэсовцам в Прибалтике - тоже во многом показные. В России свободно маршируют люди под откровенно нацистскими лозунгами, фашистская литература продается открыто, но общество этим как-то мало обеспокоено.

      Если учесть традиционно высокомерное отношение Москвы к малым государствам Европы, привычку все вопросы решать через их голову с большими партнерами - Америкой, Германией, Францией, то не стоит удивляться - ничего, кроме раздражения, в странах Балтии это не вызывает. Российскую политику в отношении Прибалтики никак не назовешь ловкой. Что сделала наша дипломатия для создания новых отношений с Литвой, Латвией, Эстонией? Когда, кстати, возникла проблема транспортного сообщения с Калининградом, позарез понадобились хорошие отношения с Литвой, а их нет.

      Единственный способ преодолеть вражду - честно относиться к прошлому. Беда в том, что оно уж очень несимпатично - у обеих сторон, поэтому и вспоминать не хочется, и уж тем более признавать, что был неправ. Но ведь нынешние политики не несут никакой ответственности за то, что происходило в тридцатые и сороковые годы. Зачем же проявлять ложную солидарность с теми, кто в ту эпоху совершал преступления? Если российские политики не желают говорить о сталинских временах и признавать, что латышей, литовцев и эстонцев сделали гражданами СССР без их желания, то и вполне справедливое негодование относительно прибалтийских эсэсовцев звучит не убедительно.

      Латвия, Литва и Эстония требуют от России извинений за годы оккупации. Российское руководство эти требования не принимает, потому что отрицает сам факт оккупации. Мне этот термин тоже кажется неточным. Оккупация - это контроль над территорией, которая считается чужой. В 1940 году произошла аннексия Литвы, Латвии и Эстонии, то есть включение Балтийских стран в состав Советского Союза. Некоторые наши политики по-прежнему уверяют, что все три республики вступили в СССР добровольно. Рассекреченные документы советского министерства иностранных дел рисуют совершенно другую картину. В Литву, Латвию и Эстонию были введены советские войска, силой сменены правительства и проведены выборы, которые нельзя считать демократическими. После этого три республики включили в СССР.

      Почти сразу же начались массовые репрессии. Расстреливали и отправляли в лагеря не только бывших полицейский и чиновников, но и представителей интеллигенции. Последняя предвоенная депортация была 14 июня 1941 года - за неделю до нападения Германии. Эти депортация навсегда определили отношение литовцев, латышей и эстонцев к Советскому Союзу.

      Национальные прибалтийские формирования не горели желанием защищать советскую власть. В августе 1941 года дезертировала половина эстонцев, которых призвали в Красную армию. В октябре на сторону немцев перешли десять тысяч литовцев и пять тысяч латышей. Сталину пришлось расформировать национальные соединения.

      После войны прибалты забыли, что Гитлер собирался выселить их из родных мест и освободить земли для немецких колонистов. В Латвии и Эстонии стали создавать тяжелую промышленность: на привозном сырье и привозной рабочей силе. Резко увеличилась доля нелатышского и неэстонского населения. Приезжие исходили из того, что Прибалтика - такая же часть Советского Союза, как и любая другая область, поэтому нет смысла учить язык и вникать в местные обычаи. Латыши, литовцы и эстонцы злились, видя, что приезжие ведут себя в их доме как хозяева.

      Это очень разные народы, объединяемые лишь в силу геополитики и общности исторической судьбы. История прибалтийских народов сложилась так, что они всегда были под кем-то, всегда вынуждены были приспосабливаться к очередному сюзерену. Они злятся на самих себя, что не умели добиться самостоятельности. Негодуют на свою судьбу малых народов, до которых никому нет дела, хотя в этом и не признаются.

      Прибалты хотели остаться наедине с собой. Им было неуютно в большом и чужом государстве еще и потому, что рядом с более эмоциональными, динамичными и гибкими народами они чувствовали себя неуклюжими, неумелыми и медлительными. Любимые русскими веселые анекдоты о "горячих эстонских парнях" имеют под собой определенную основу. Темперамент, менталитет, традиции и привычки латышей, литовцев и эстонцев (при всех различиях между ними) весьма отличаются от российских, а тем паче азиатских или кавказских народов. Словом, решительно все противилось их совместному проживанию в большой советской коммунальной квартире.

      Обычно говорят о презрительном высокомерии прибалтов. Они же, скорее, не уверены в себе. Латыши, литовцы и эстонцы находятся во власти собственных комплексов. Они боятся выразить себя свободно, боятся пошутить над собой и часто себя недооценивают.

      Возможно, поэтому политика прибалтийских республик в отношении России представляет собой смесь страха, дерзости и полудетского стремления досадить взрослому, который не может тем же самым ответить ребенку. Думаю, балтийские коллеги признают: это желание самоутвердиться за счет большого соседа, да еще и немного отомстить ему за прошлое. И это подпитывается уверенностью в своем культурном превосходстве. Здесь всерьез полагают, что цивилизованная Европа заканчивается на восточной границе Эстонии...

      Цивилизованная Европа не присоединяется к нацистам! А на стороне нацистской Германии в общей сложности сражались сорок тысяч латышей, из них двадцать тысяч - в добровольческих формированиях войск СС. В войска СС вступили и пятнадцать тысяч эстонцев. Важно подчеркнуть - по собственной воле. Согласившись служить немцам, литовцы, латыши и эстонцы оказались соучастниками военных преступлений гитлеровского режима. Немецкие войска еще не успевали вступить в прибалтийские города, а местные жители уже убивали коммунистов и устраивали еврейские погромы. В Прибалтике евреи чувствовали себя, как в пустыне. Им негде было спрятаться.

      Цивилизованная Европа не оправдывает нацистов! А, получив в 1991 году независимость, Литва амнистировала всех осужденных советской властью, в том числе и участвовавших в уничтожении евреев. Им даже выдали пособие - как невинно пострадавшим. Когда раздались голоса протеста, литовские интеллектуалы возмутились: как эти люди смеют нас в чем-то обвинять? Мы - жертвы, а не они!

      Только умение видеть свои недостатки дает моральное право укорять других. Если в Кремле говорят о том, что России надо прежде всего обеспечить рабочие места на рынках для "коренного населения", то как теперь критиковать Ригу и Таллин, которые пятнадцать лет руководствуются именно этой логикой: в первую очередь надо заботиться о "коренном населении", а затем уже о приезжих, то есть о русских?

РИА Новости, Леонид Млечин

   



На кого вы надеетесь в этой жизни более всего?
на себя
на своих родных и близких
на государство
на добрых людей
ни на кого
не понимаю, о чем речь

Вы счастливы?
Да
Нет
Не знаю
А что такое счастье?

Посмотреть результаты опросов можно здесь



2009-2018 Оинга
Вы можете отправить письмо, если есть желание пообщаться.