Оинга. Сайт для тех, кто смотрит на мир широко раскрытыми глазами
Для тех, кто смотрит на мир широко раскрытыми глазами
От повышения градуса даже углы тупеют.
Добавить в избранное       Карта сайта
  О сайте  |  Новости сайта  |  Доска бесплатных объявлений  |  Всякая всячина  |  Ссылки  |  Контакты

  Общество
      Идолы и кумиры
      Нравы
      Спортивные страсти
      Церковь и общество
  Политика
      Власть
      Империя
      Кавказ
  Экономика
      Инвестирование в акции
      Кошелек
      Финансовый кризис
  Личная жизнь
      Знакомства в Интернете
      Как стать счастливым
      Таинство смерти
  Поиск по сайту


Планета Любви - сайт для тех, кто хочет любить и быть любимым
   
Империя: Россия и Прибалтика: в плену прошлого

Политика, Империя

Россия и Прибалтика: в плену прошлого

 
Старый Таллин
 
      Латыши, литовцы и эстонцы рисуются надменными и высокомерными. Принято считать, что три республики Балтии - это просто маленькие, злобные, чуть ли не фашистские государства, которые ненавидят Россию и превратили "некоренных жителей" в людей второго сорта. Скажем откровенно, Прибалтику не любят по трем причинам. Во-первых, они первыми ушли из Советского Союза - "неблагодарные!" Во-вторых, они считают себя частью Запада, сразу захотели вступить в Европейский союз и НАТО - "присоединились к нашим врагам!" В-третьих, они от России чего-то требуют - то вернуть территории, то денежной компенсации за годы "советской оккупации".

      Все остальное есть следствие: и недовольство положением русских в том числе. На территории бывшего Советского Союза существуют страны, где русским действительно пришлось (и приходится!) очень тяжко. Но эти государства в Москве не смеют задевать - с диктаторскими режимами связываться боязно. А три балтийские республики - это демократии, их можно критиковать безбоязненно.

      И протесты по поводу встреч эсэсовских ветеранов и памятников эсэсовцам в Прибалтике - тоже во многом показные. В России свободно маршируют люди под откровенно нацистскими лозунгами, фашистская литература продается открыто, но общество этим как-то мало обеспокоено.

      Если учесть традиционно высокомерное отношение Москвы к малым государствам Европы, привычку все вопросы решать через их голову с большими партнерами - Америкой, Германией, Францией, то не стоит удивляться - ничего, кроме раздражения, в странах Балтии это не вызывает. Российскую политику в отношении Прибалтики никак не назовешь ловкой. Что сделала наша дипломатия для создания новых отношений с Литвой, Латвией, Эстонией? Когда, кстати, возникла проблема транспортного сообщения с Калининградом, позарез понадобились хорошие отношения с Литвой, а их нет.

      Единственный способ преодолеть вражду - честно относиться к прошлому. Беда в том, что оно уж очень несимпатично - у обеих сторон, поэтому и вспоминать не хочется, и уж тем более признавать, что был неправ. Но ведь нынешние политики не несут никакой ответственности за то, что происходило в тридцатые и сороковые годы. Зачем же проявлять ложную солидарность с теми, кто в ту эпоху совершал преступления? Если российские политики не желают говорить о сталинских временах и признавать, что латышей, литовцев и эстонцев сделали гражданами СССР без их желания, то и вполне справедливое негодование относительно прибалтийских эсэсовцев звучит не убедительно.

      Латвия, Литва и Эстония требуют от России извинений за годы оккупации. Российское руководство эти требования не принимает, потому что отрицает сам факт оккупации. Мне этот термин тоже кажется неточным. Оккупация - это контроль над территорией, которая считается чужой. В 1940 году произошла аннексия Литвы, Латвии и Эстонии, то есть включение Балтийских стран в состав Советского Союза. Некоторые наши политики по-прежнему уверяют, что все три республики вступили в СССР добровольно. Рассекреченные документы советского министерства иностранных дел рисуют совершенно другую картину. В Литву, Латвию и Эстонию были введены советские войска, силой сменены правительства и проведены выборы, которые нельзя считать демократическими. После этого три республики включили в СССР.

      Почти сразу же начались массовые репрессии. Расстреливали и отправляли в лагеря не только бывших полицейский и чиновников, но и представителей интеллигенции. Последняя предвоенная депортация была 14 июня 1941 года - за неделю до нападения Германии. Эти депортация навсегда определили отношение литовцев, латышей и эстонцев к Советскому Союзу.

      Национальные прибалтийские формирования не горели желанием защищать советскую власть. В августе 1941 года дезертировала половина эстонцев, которых призвали в Красную армию. В октябре на сторону немцев перешли десять тысяч литовцев и пять тысяч латышей. Сталину пришлось расформировать национальные соединения.

      После войны прибалты забыли, что Гитлер собирался выселить их из родных мест и освободить земли для немецких колонистов. В Латвии и Эстонии стали создавать тяжелую промышленность: на привозном сырье и привозной рабочей силе. Резко увеличилась доля нелатышского и неэстонского населения. Приезжие исходили из того, что Прибалтика - такая же часть Советского Союза, как и любая другая область, поэтому нет смысла учить язык и вникать в местные обычаи. Латыши, литовцы и эстонцы злились, видя, что приезжие ведут себя в их доме как хозяева.

      Это очень разные народы, объединяемые лишь в силу геополитики и общности исторической судьбы. История прибалтийских народов сложилась так, что они всегда были под кем-то, всегда вынуждены были приспосабливаться к очередному сюзерену. Они злятся на самих себя, что не умели добиться самостоятельности. Негодуют на свою судьбу малых народов, до которых никому нет дела, хотя в этом и не признаются.

      Прибалты хотели остаться наедине с собой. Им было неуютно в большом и чужом государстве еще и потому, что рядом с более эмоциональными, динамичными и гибкими народами они чувствовали себя неуклюжими, неумелыми и медлительными. Любимые русскими веселые анекдоты о "горячих эстонских парнях" имеют под собой определенную основу. Темперамент, менталитет, традиции и привычки латышей, литовцев и эстонцев (при всех различиях между ними) весьма отличаются от российских, а тем паче азиатских или кавказских народов. Словом, решительно все противилось их совместному проживанию в большой советской коммунальной квартире.

      Обычно говорят о презрительном высокомерии прибалтов. Они же, скорее, не уверены в себе. Латыши, литовцы и эстонцы находятся во власти собственных комплексов. Они боятся выразить себя свободно, боятся пошутить над собой и часто себя недооценивают.

      Возможно, поэтому политика прибалтийских республик в отношении России представляет собой смесь страха, дерзости и полудетского стремления досадить взрослому, который не может тем же самым ответить ребенку. Думаю, балтийские коллеги признают: это желание самоутвердиться за счет большого соседа, да еще и немного отомстить ему за прошлое. И это подпитывается уверенностью в своем культурном превосходстве. Здесь всерьез полагают, что цивилизованная Европа заканчивается на восточной границе Эстонии...

      Цивилизованная Европа не присоединяется к нацистам! А на стороне нацистской Германии в общей сложности сражались сорок тысяч латышей, из них двадцать тысяч - в добровольческих формированиях войск СС. В войска СС вступили и пятнадцать тысяч эстонцев. Важно подчеркнуть - по собственной воле. Согласившись служить немцам, литовцы, латыши и эстонцы оказались соучастниками военных преступлений гитлеровского режима. Немецкие войска еще не успевали вступить в прибалтийские города, а местные жители уже убивали коммунистов и устраивали еврейские погромы. В Прибалтике евреи чувствовали себя, как в пустыне. Им негде было спрятаться.

      Цивилизованная Европа не оправдывает нацистов! А, получив в 1991 году независимость, Литва амнистировала всех осужденных советской властью, в том числе и участвовавших в уничтожении евреев. Им даже выдали пособие - как невинно пострадавшим. Когда раздались голоса протеста, литовские интеллектуалы возмутились: как эти люди смеют нас в чем-то обвинять? Мы - жертвы, а не они!

      Только умение видеть свои недостатки дает моральное право укорять других. Если в Кремле говорят о том, что России надо прежде всего обеспечить рабочие места на рынках для "коренного населения", то как теперь критиковать Ригу и Таллин, которые пятнадцать лет руководствуются именно этой логикой: в первую очередь надо заботиться о "коренном населении", а затем уже о приезжих, то есть о русских?

РИА Новости, Леонид Млечин

   



На кого вы надеетесь в этой жизни более всего?
на себя
на своих родных и близких
на государство
на добрых людей
ни на кого
не понимаю, о чем речь

Вы счастливы?
Да
Нет
Не знаю
А что такое счастье?

Посмотреть результаты опросов можно здесь



2009-2018 Оинга
Вы можете отправить письмо, если есть желание пообщаться.