СМИ
Личные финансы известного журналиста Марии Симоновой
Мне 28 лет, живу одна и сама плачу за все: жилье, вещи и пр. Если Магомет не идет к горе, сама езжу к друзьям в Петербург, Воронеж или Калининград. Иногда сорю деньгами по принципу "просто хочу". Прошло полгода с тех пор, как стартовал мой проект по созданию крупного интернет-портала в сфере недвижимости, и пора подводить промежуточный итог.
Создать интернет-портал realty-invest-digest.ru мы решили из-за тотального недоверия к официальной статистике в сфере жилья, которое усилил кризисный шторм. В то же время очень хотелось получить подлинную картину того, как инфляция и сокращение доходов сказываются на кошельке среднего потребителя. Конечно, наше исследование не претендует на научную значимость.
Но что интересно: за полгода пристальных наблюдений за ценами лично у меня появилось больше аргументов, позволяющих утверждать: вычисления Росстата заслуживают не только множества претензий, но и доверия. Статистика этого ведомства как картины импрессионистов. Подойдешь посмотреть ближе и думаешь: о чем это вообще? А сделаешь шаг-два назад - и уже видишь очертания реальности. Взгляните, например, на графики сравнения цен. Росстат использует при расчетах стоимость очень дешевой продукции, покупать которую можно разве что с голодухи.
Но! Динамика стоимости одного и того же вида товара разной ценовой категории примерно одинакова. То есть если оперировать пунктами, индексами и процентами, верить Росстату можно, при этом не нужно делить или умножать на 10. Между тем, когда речь заходит о каком-либо консолидированном показателе, скажем о "стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг", который характеризует уровень жизни, официальная статистика уже смахивает на пародию. И ты понимаешь, что новый Macbook от Apple купишь еще не скоро. Однако объясняется это обстоятельство довольно просто: поведение людей не вписывается в схему.
Допустим, мои пиковые траты в феврале и апреле связаны с празднованием дня настоящих мужчин и поездкой в Киев, а провал в марте - с Международным женским днем. И такие циклические изменения объема расходов наверняка будут наблюдаться и в дальнейшем. Росстат же предполагает, видимо, что человек живет по принципу "ни шагу влево, ни шагу вправо". Впрочем, многочисленные исследования изменения потребительских предпочтений показывают: покупатель становится консервативным и экономным. Это значит, что скоро данные Росстата можно будет причислять к работам натуралистов. А к концу года справедливым станет и утверждение, что экономическая ситуация отражается на кошельке потребителя именно так, как и полагают в этом ведомстве. Иными словами, оказывает незначительное давление.
Другие материалы раздела
Русская журналистика второй половины XIX века